В Электротеатре Станиславский - премьера спектакля,
созданного по одной из самых знаменитых пьес мирового репертуара. Мольеровский
"Тартюф" при жизни автора не раз подвергался запретам, а потом вошёл
в золотой фонд мировой драматургии, а имя главного героя стало нарицательным.
Режиссёр Филипп Григорьян решил исследовать природу ханжества и необычайной
доверчивости людей. И отправил мольеровских героев в путешествие во времени и
пространстве. Рассказывает Елена Ворошилова.
Сцена разделила зал на две зоны. Чтобы посмотреть спектакль,
зритель будет переходить из одного пространства в другое. Интрига будоражит зал
и актеров.
"Мы разделены, и реальности разделены. При этом смотрим
на одну картину", - говорит режиссер спектакля Филипп Григорян.
Режиссер Филипп Григорян перенес действие в начало ХХ века.
Герои мольеровской пьесы словно списаны с семьи последнего русского императора.
Четыре актрисы проживают жизнь главной героини Марианны, напоминая о дочерях
Николая Второго. А сам Тартюф в высоких сапогах, с бородой - один в один
Распутин.
Лера Горин в этой роли не новичок. Играл Тартюфа в дипломном
спектакле у Юрия Бутусова. За десять лет его персонаж изменился. Этот Тартюф
напоминает породу людей, появившихся в последние годы.
"Человек не знает ни одной молитвы, а учит, как
правильно креститься, запрещает фильмы, спектакли", - говорит актер Лера
Горин.
Тартюф давно имя нарицательное, а битва разума с лицемерием
продолжается, как и во времена Мольера. Тартюфам, живущим по своим правилам,
Филипп Григорян отказал в главном.
"Мне было принципиально важно, чтобы Тартюф не был
существом интеллекта", - отмечает режиссер
Филипп Григорян.
Актеры, играя так мольеровских героев, приняли новое
прочтение и русскую реальность, которая доминирует над французской.
"Русскость - да! Но будет проскальзывать текст
мольеровский, перевод Донского", - отмечает заслуженный артист России Юрий
Дуванов.
В костюмах тоже нет ничего от привычного французского шика.
В платье Елена Морозова выглядит, как настоящая русская гувернантка. Долго
привыкала к корсету, но это того стоило.
"Это помощник персонажу: и спина, и структура тела
становятся другой, здесь уже бедрами не повихляешь никак", - признается
актриса Елена Морозова.
Герои Мольера в истории Филиппа Григоряна гротескны, но
именно это делает их подлинными и узнаваемыми. Не символические маски –
реальные пороки, как и текст Мольера, актуальный сегодня, как никогда.
Елена
Ворошилова